Характеристика дорожного бетона
Характеристика дорожного бетона
Строительство дорог – процесс, который существует много веков. Методами проб и ошибок подбирались материалы, которые обладают необходимой прочностью и износостойкостью. Ежедневные нагрузки, которым поддается дорожное покрытие, ставит для строителей много задач одновременно, главная из которых – сделать качественное дорожное покрытие. С этой целью применяют специальный бетон – дорожный.
Требования, предъявляемые к дорожному бетону
Часто дорожное покрытие находится в экстремальных условиях эксплуатации, поэтому к дорожному бетону предъявляются особые требования:
- при растяжении и изгибе. По автомагистралям постоянно передвигаются фуры и грузовые машины, дорожное покрытие не должно разрушаться под их массой.
- Истираемость. При непрерывном потоке автомобилей покрытие дороги постепенно теряет свою толщину. Истираемость сильно влияет на срок службы дорожного полотна: чем она выше, тем менее долговечным будет покрытие.
- Водостойкость. Прочность бетона может падать из-за эффекта Ребиндера. Вода проникает даже в небольшие микротрещины, при замерзании она расширяется, увеличивая тем самым трещины.
- Высокая морозостойкость. Зимой почти на всей территории России температуры отрицательные, однако дорожное покрытие не должно таять вместе со снегом.
- Устойчивость к агрессивным химическим средам. Дороги во время гололеда посыпают реагентами, поэтому покрытия не должны разрушаться под их воздействием.
- для монолитных (однослойных) дорожных покрытий;
- для двухсловных дорожных покрытий (различные марки для верхнего и нижнего слоев);
- для оснований капитальных дорожных полотен.
Дорожный бетон изготавливается на основе особых гидрофобных или пластифицированных портландцементов. Действующими нормами и стандартами регламентировано содержание в цементе для дорожного бетона не более 10% трехкальциевого алюмината, при этом, в качестве активной минеральной добавки допускается применение исключительно доменного шлака (гранулированного) в количестве не более 15%.
Бетон для строительства верхнего слоя двухслойного дорожного полотна изготавливается на основе цемента марки не ниже М-500. Для производства данного вида бетона применяется щебень из горных или осадочных пород с показателями предела прочности на сжатие 1200 кг/м 2 и 800 кг/м 2 соответственно. Предельный показатель испаряемости бетона со щебнем из горных пород составляет 25%, со щебнем из осадочных пород – 40%. Требования к составу бетона для строительства нижних слоев дорожных покрытий более мягкие. Так, для его изготовления используется щебень осадочных пород с показателями предела прочности на сжатие 800 или 600 кг/м 2 .
В зависимости от местных климатических особенностей, при производстве дорожного бетона используются различные модификаторы, обуславливающие его морозостойкость. В соответствии с современными стандартами, значение морозостойкости бетона для автомобильных магистралей должно быть не менее 150 Мрз, морозостойкости бетона для строительства дорог в черте города – не менее 100 Мрз.
Дорожный бетон может изготавливаться на основе щебня различных фракций. В частности, бетон для верхних слоев двухслойных дорожных полотен содержит щебень 20 мм, бетон для однослойных дорожных полотен — щебень 40 мм. Песок также может использоваться различный. В основном, применяется природный зернистый песок крупных или средних фракций, реже – песок, полученный путем дробления горной породы.
Нормы подвижности для дорожного бетона составляют от 0 до 2 см (бетон для верхних слоев двухслойных покрытий). При строительстве дорог из бетона часто используются добавки из минеральных зерен. Такие компоненты утрамбовываются в верхнюю часть дорожного покрытия, что в значительной мере повышает его износостойкость.
Выбор марки бетона
В зависимости от предназначения конкретной бетонной смеси выбирается различная марка цемента. Для автомобильной дороги приемлемо применение нескольких марок в номинации от 250 до 500. Номер выбирается в зависимости от конкретного слоя:
- Для подготовки основания дороги с усовершенствованным покрытием выбирают следующие марки: 250 (изредка 200), 300, 350.
- Для установления нижнего слоя двухслойного покрытия, нижнего слоя для усовершенствованной дороги применяют следующие марки: 250, 300, 350.
- Для верхнего слоя покрытия используют марки 300, 350, 400 и 500. Эти марки можно использовать и для установления однослойного покрытия при предполагаемой минимальной нагрузки на него.
Чем меньше слоев имеет данная дорога, тем выше должна быть марка бетона. Для однослойного покрытия подходят марки 400, 500, а для верхнего слоя дороги с усовершенствованным покрытием, которая имеет основание, подойдёт марка 350 или 400.
Назначение бетона в зависимости от марки:
М 15 – М 50 применяется для теплоизоляционных и ограждающих конструкций;
М 50 – М 100 используется создания отмостков и фундамента;
М 100 – М 150 – для организации монолитных фундаментов;
М 200 – М 250 – для железобетонных блоков и панелей, которые не испытывают значительной нагрузки, для стяжки полов и устройства ж/д перекрытий;
М 300 – для предварительно напряженных конструкций;
М 550 – отличается высокой прочностью.
Морозостойкость бетона
Обозначается латинской буквой Fс указанием цифры, обозначающей количество циклов замораживания и оттаивания, которые бетон способен выдержать. Влага, содержащаяся в порах бетонной смеси, при замерзании расширяется в размерах. Уровень капиллярной пористости напрямую влияет на морозостойкость. Чем больше пор, тем ниже уровень морозостойкости.
Стоит знать:Встречаются марки бетона с показателем морозостойкости от F25 до F1000. Уменьшение плотности положительно влияет на морозостойкость бетона.
Классификация по водонепроницаемости
Влага и кислотные компоненты являются составляющими практически с любого материала. Уровень водонепроницаемости обозначается буквами W2 – W20. Для увеличения показателя водонепроницаемости используется сульфатостойкий или пуццолановый портландцемент. В бетонный раствор применяются гидрофобные добавки и пленкообразующие перекрытия.
W2 – имеет наибольшую степень проницаемости воды. Эти растворы категорически не рекомендуют применять при строительстве объектов, где есть даже незначительный контакт с водой;
W4 – Нормальная степень водонепроницаемости. Его использовать можно только при условии обеспечения дополнительной гидроизоляции;
W6 – марка бетона с пониженной проницаемостью воды. Бетон среднего качества и невысокой стоимости;
W8 – низкая проницаемость воды. Максимальный уровень поглощения влаги – 4,2% от массы бетона;
W10 – W20. Чем больше индекс, тем выше уровень водонепроницаемости. Бетон марки W20 используется при сооружении гидротехнических объектов. Стоимость бетона W20 высокая, используется он нечасто.
Классификация бетонов по подвижности
Подвижность бетона – способность к растеканию под воздействием его массы. Чем легче бетон, тем меньше он растекается. Этот показатель также зависит от количества жидкости и пластификатора. Растворы делятся на такие виды по подвижности:
Малоподвижные П1. Они дают осадку на 1 – 5 см;
Подвижные П2. Возможна осадка на 5 – 10 см;
Сильно подвижные П3. Осадка от 10 до 15 см;
Литые П4. Возможна осадка 15 – 20 см.
Определяется подвижность конусом, высотой 30 см. В него заливается бетонная смесь, после чего конус снимается. В зависимости от сползания бетона измеряют степень его осадки.
Обсуждали, но к единому мнению не пришли
Надо сказать, что вопрос выбора бетонных дорожных одежд в РФ, обсуждался неоднократно. Причем даже на самом высоком уровне. Например, в текущем году, в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, по итогам XIII Сочинского инвестиционного форума был проработан вопрос возможности увеличения строительства цементобетонных дорог.
После этого профильными организациями были проведены консультации с органами государственной власти и организациями, заинтересованными в строительстве автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями. Участники обсуждений были едины во мнении: вопрос строительства дорог с цементобетонными слоями нельзя затягивать, так как уже давно назрела необходимость предъявления повышенных требований к прочности и долговечности дорожных покрытий — в связи с увеличением интенсивности движения на автомагистралях и ростом количества тяжелых автомобилей в транспортном потоке.
Компании, занимающиеся укладкой асфальта, также признают преимущества бетонных дорог. К примеру специалисты дорожно-строительной компании «Асфальт-Качество» выделили следующие характеристики:
— У таких дорог более высокая конструктивная прочность, которая позволяет обеспечить пропуск большегрузных транспортных средств без сезонных ограничений.
— Более длительный межремонтный срок.
— Более высокий коэффициент сцепления колес автомобилей с покрытием, практически не изменяющийся при увлажнении покрытия.
— Светлый цвет покрытия, повышающий безопасность движения в темное время суток.
— Сравнительно бОльшая продолжительность строительного сезона, обусловленная отсутствием слоев с применением органических вяжущих.
На основании этих данных уже были проработаны вопросы возможности строительства цементобетонных дорог в Самарской, Калужской, Воронежской, Ульяновской и Рязанской областях, а также в Республиках Татарстан и Мордовия.
Несколькими годами ранее, в рамках исполнения Протокола Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам совещания в г. Владимире по вопросу инновационного развития промышленности строительных материалов от 14 июня 2016 года, были проведены рабочие встречи в органах исполнительной власти. В ходе этих встреч был предложен алгоритм, согласно которому для развития строительства цементобетонных дорог необходимо в первую очередь внести изменения в методику определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 в части определения жизненного цикла при проектировании и строительстве автомобильных дорог.
Далее, необходимо подготовить обоснования строительства цементобетонных автомобильных дорог с учетом жизненного цикла в привязке к Методическим рекомендациям по технико-экономическому сравнению — ОДМ 218.2.028-2012. И проработать механизм внедрения применения Методических рекомендаций по технико-экономическому сравнению при разработке конструкций дорожных одежд в проектной документации строительства и реконструкции автомобильных дорог. Данный алгоритм, позволит заказчикам строительства автомобильных дорог учитывать жизненный цикл (определять экономическую эффективность строительства цементобетонных дорог) при проектировании и строительстве автомобильных дорог. А Главгосэкспертизе поможет принимать соответствующие обоснования при проведении оценки проектных решений.
Проработка и внедрение указанных решений позволит значительно повысить объемы строительства цементобетонных дорог. Кроме того — модернизировать существующие федеральные и территориальные трассы. Вместе с тем будет решена задача по приведению их технического уровня (и прежде всего эксплуатационной стойкости) в соответствие с параметрами автомобильного парка страны и интенсивностью дорожного движения.
Мы не говорим здесь о дорожной сети местного, локального значения. Если будет принято решение о строительстве муниципальных дорог на цементобетонной основе, это позволит обеспечить качественными (надежными и безопасными) дорогами большинство муниципальных образований Российской Федерации. Расшивка основных грузопотоков на местном уровне позволит создать синергетический экономический эффект, который отразится на деятельности многих промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Если говорить о международном уровне, то одним из проектов, в котором может быть использован метод строительства цементобетонных дорог, может стать Международный транспортный коридор «Европа — Западный Китай» (Великий Шелковый путь).
Классификация дорожных бетонов по назначению
В зависимости от выбранной технологии строительства бетонной дороги, применяют такие подвиды бетонов:
- Для внешнего слоя – должны обладать наивысшим качеством, поскольку именно на них оказываются максимальные нагрузки. Важно использовать твердый заполнитель с диаметром частичек до 20 мм.
- Для нижнего слоя – допустимым является более низкое качество, чем у предыдущего подвида. Но чересчур экономить на бетоне для нижнего стоя двухслойного покрытия все же не стоит.
- Для формирования основания (при создании капитальных покрытий) – чтобы уменьшить затраты на строительство возможно использование бетонов с весьма посредственными характеристиками.
Компоненты состава дорожных бетонов
В состав дорожного бетона входят традиционные компоненты, различные добавки, обеспечивающие улучшение качественных характеристик материала.
В качестве вяжущего материала может выступать портландцемент (в том числе – гидрофобный, пластификатный) не ниже М500. Для повышения устойчивости бетонного покрытия к воздействию низких температур в смесь также включают воздухововлекающие, пластифицирующие добавки.
При производстве дорожного бетона важно использовать чистые заполнители (не более 2% пылевидных, глинистых фракций). Чтобы обеспечить максимальную устойчивость к истиранию в качестве заполнителя используют прочный гранитный щебень. Для дополнительного армирования нередко используют фиброволокно.
Какие марки бетона используются при строительстве дорог?
Ранее мы уже упоминали о том, что дорожный бетон должен обладать повышенной прочностью на растяжение при изгибе, морозостойкостью. Характеристиками материала, которые также не стоит оставлять без внимания, являются повышенная сопротивляемость к истиранию, устойчивость к образованию микротрещин.
При строительстве дорог используют бетон М100, М150, М200. Материал должен обладать морозостойкостью от F25 до F150 (в зависимости от климатических условий, слоя покрытия).
Подробнее о требованиях к качеству бетона, его наполнителей, пропорциональном соотношении компонентов смеси можно узнать из ГОСТ 26633-2015. Также предлагаем ознакомиться с актуальным прайсом нашей компании:
Тяжелый бетон (гравий) | Тяжелый бетон (гранит) | ||||
---|---|---|---|---|---|
Наименование | Цена, руб. за 1 м 3 без ПМД | Цена, руб. за 1 м 3 без ПМД | ПМД, руб. | ||
Бетон М-100 | 3203 | Купить | 3802 | Купить | 100 |
Бетон М-150 | 3351 | Купить | 3913 | Купить | 100 |
Бетон М-200 | 3405 | Купить | 4050 | Купить | 100 |
Бетон М-250 | 3604 | Купить | 4150 | Купить | 150 |
Бетон М-300 | 3702 | Купить | 4352 | Купить | 150 |
Бетон М-350 | 3804 | Купить | 4351 | Купить | 150 |
Бетон М-400 | 4000 | 4552 | Купить | 200 | |
Бетон М-450 | — | 4754 | Купить | 200 | |
Бетон М-550 | — | 5000 | Купить | 200 |
Мощности бетонного завода нашей компании позволяют производить большие объемы продукции в самые короткие сроки. При необходимости мы готовы организовать срочные поставки бетона на объекты в Москве, Подмосковье спецтехникой из собственного автопарка. Ищете надежного и обязательного поставщика стройматериалов? Свяжитесь с менеджером нашей компании!
© 2021
Производство и продажа готового строительного бетона,
растворов цемента, керамзитбетона и дорожных плит
с доставкой по Москве и Московской области .