Bmf-avtomost.ru

БМФ Автомост
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм; Победы: в Орле на месте кинотеатра может появиться церковь

Храм "Победы": в Орле на месте кинотеатра может появиться церковь

Еще в сентябре 2018 года стоимость здания кинотеатра «Победа» (площадью примерно 1500 кв. метров и земельный участок под ним площадью 4302 кв. метра) составляла 66 миллионов рублей. К июлю 2019 года она снизилась до 44,6 миллионов рублей. Именно такой ценник значится сегодня на торгах, находящихся в стадии приема заявок. Эта стадия продлится до 12 июля, и, как уверены в «Орелкиносервисе», в этот раз торги вполне могут состояться. «У нас появилась информация, что кинотеатр приобретается для сноса и восстановления Георгиевской церкви», — отметила представитель кинотеатра Ольга. По ее словам, «Орелкиносервис» сам хотел принять участие в торгах, однако обозначенный ценник не потянет.

«Мы и сами смогли бы выкупить здание, но не более чем за 30 миллионов. У нас есть деньги, и мы купили бы, если бы никто не вмешался. Также бы нам хватило на ремонт. Мы ждали до последнего очередного снижения по торгам», — говорит собеседница «Орловских новостей». Она добавляет, что потенциальный инвестор, готовый купить здание за имеющуюся цену, имеет «серьезных покровителей», поэтому его намерения вполне могут быть воплощены в жизнь.

По данным «Орловских новостей», речь идет о ливенском бизнесмене Сергее Бутове. Ему, судя по данным kartoteka.ru, принадлежат ООО «ЛивМельКомбинат», ООО «Группа Финанс», также он имеет долю в ООО «АвангардАгроКомплекс».

Помимо этого, Сергей Бутов верующий человек. Он является председателем приходского совета православного прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Бараново Ливенского района, помогает местным храмам, в том числе – занимается их восстановлением. «При его поддержке в учебных заведениях райцентра действуют воскресные школы, где дети начали изучать православную культуру ещё до введения этого курса в школьную программу. Он организует для школьников бесплатные поездки по святым местам, оказывает помощь в восстановлении храмов и в работе реабилитационного центра для больных наркоманией и алкоголизмом, в котором служит иеромонах Владимир (Гусев)», — говорится на одном из местных православных сайтов. Бутов является почетным председателем Орловского регионального отделения общества «Двуглавый орёл». На другом православном сайте Сергея Бутова называют «известный орловский православный меценат». Один из собеседников «Орловских новостей» говорит, что Бутов близок к духовнику патриарха Кирилла – старцу Илию (Алексею Нозрину).

Сергей Бутов передает о. Александру Прищепе ковчег с мощами святого великомученика Георгия Победоносца

Илий вместе с куратором стройки Вятского Посада Геннадием Цурковым стоят во главе РОО «Всенародное православное движение». Под этим брендом последний занимается строительством православных центров и храмов. В 2017 году общественная организация заявляла о планах построить православный центр на месте центра детского творчества на Выгонке в Орле. Однако жители выступили против, после чего мэр принял решение отказать в этой инициативе. Имеет ли какое-либо отношение «Всенародное православное движение» к инициативе с возрождением Георгиевского храма на месте кинотеатра «Победа», не известно. Сам Сергей Бутов в беседе с корреспондентом «ОН» сначала подтвердил, что планирует выкупить здание кинотеатра.

«Какие планы – еще не знаю. Наверное, [нужно будет] его отреставрировать», — сказал Бутов. Однако после того, как мы спросили про церковь на этом месте, бизнесмен тут же впал в замешательство. «Про церковь я не в курсе. И с чего вы взяли, что я участвую? Я там особо не участвую. И моя фамилия там не фигурирует», — торопливо заявил собеседник «ОН». Он отметил, что в момент разговора находится в Москве. А когда вернется, то уточнит этот вопрос у руководителей его структур на местах. «Вы знаете больше меня», — добавил Бутов.

Кинотеатр «Победа» расположен в центре улицы Ленина. На этом месте с момента основания Орла стояла Георгиевская (Сретенская) церковь. «Со времени основания города Орла в царствование Иоанна Васильевича Грозного находилась церковь во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца, наделенная по царскому указу пашенной землей, лесом и сенными покосами, находящимися на левом берегу реки Орлика с выдачею плана и межевой книги на имя священнослужителей Георгиевской церкви. Подобно всех прочих Орловских церквей тогдашнего времени Кирилло-Афанасьевской, Рождество-Богородицкой и других древняя Георгиевская церковь была деревянная (дубовая, наподобие обыкновенной избы с приподнятою крышею) без особого алтаря, для которого отделялась только часть здания с восточной стороны». Местность, где располагался храм, называлась Егорьевской горой», — говорится в архивных данных. В 18 веке церковь стала каменной. Позже Егорьевская гора стала сначала Болховской улицей, а затем- улицей Ленина.

Георгиевская церковь, 1943 год

С началом революции в России начали закрываться или разрушаться храмы. Однако Георгиевская церковь, судя по официальным данным, оставалась нетронутой до самой Великой Отечественной войны. В 1943 году, в результате бомбардировки Орла, здание церкви пострадало. Однако, как следует из официальных данных, незначительно. Тем не менее в 1946 году орловские власти приняли решение о разборке здания церкви на кирпич и строительство на этом месте кинотеатра «Победа». «Википедия» утверждает, что «были разобраны колокольня и купол, но в связи со спешкой к открытию кинотеатра часть здания, где находился алтарь, осталась нетронутой. Сводчатые потолки кинотеатра также свидетельствуют о сохранившемся здании Георгиевской церкви». Есть и те, кто утверждают, что здание церкви было снесено до основания.

Что касается кинотеатра, то его здание было построено в 1951 году в стиле неоклассицизма. Открытие кинотеатра состоялось 6 ноября 1951 года. На тот момент кинотеатр был лучшим и самым вместительным в городе: в двух залах одновременно могли разместиться 600 человек. В настоящее время «Победа» является единственным в городе кинотеатром, которые показывают кино детям, инвалидам и пенсионерам бесплатно.

Кинотеатр «Победа» советского периода

Вместе с тем отметим, что с 90-х годов в Орле идет дискуссия на тему того, нужно ли возродить в данном месте Георгиевский храм. Светскую часть общества вполне устраивает кинотеатр, православная часть – выступает за церковь. В середине 2000-х годов православное молодёжное братство святого Георгия Победоносца на месте воинского погоста рядом со зданием кинотеатра поставило памятный крест, с 2003 года в Орле ежегодно 6 мая в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца совершается крестный ход от Собора Михаила Архангела до входа в кинотеатр «Победа».

Читайте так же:
С какого кирпича выложить печную трубу

В Орловской митрополии «Орловским новостям» пояснили, что не имеют отношения к инициативе по покупке здания кинотеатра под храм. При этом, пояснил «ОН» пресс-секретарь митрополии Евгений Борисов, в случае реализации этого проекта, инвестор должен будет обратиться за разрешением в епархию.

«Епархия не имеет к этому никакого отношения. Обычно инициаторами становятся какие-то частные инвесторы. И если у них возникает желание, и они приобретают какое-то здание, то пишут письменное заявление на имя правящего архиерея. Без его благословения нельзя. Тогда уже будет регистрироваться юридическое лицо, будут решаться земельные и финансовые вопросы», — говорит Борисов.

По его словам, пока такого заявления в епархии нет. «Понятно, что это место имеет историю. Православные верующие уже полтора десятка лет молятся, чтобы была восстановлена Георгиевская церковь. Ежегодно проходят крестные ходы», — добавил Евгений Борисов.

Депутат первого и второго созывов Орловского городского совета, градозащитник Юрий Малютин говорит, что здание кинотеатра является официальным историческим памятником истории и культуры, поэтому любые сделки с ним ограничены. По словам градозащитника. подтверждается это постановлением Орловского облсовета от 2002 года о заповедной зоне города Орла. В приложении по зоне №2 (по улице Ленина) в списках есть и кинотеатр Победа, заверил Малютин. Он признает, что это здание является частью храма, но уверен, что трогать его сегодня нельзя.

«Сейчас это сформированный памятник. Его нельзя трогать. Храм не надо восстанавливать, потому что не все поддерживают эту идею. У нас больше 50% горожан против строительства новых храмов. Даже не надо ставить этот вопрос, только лишний раз людей волновать. Надо просто сказать, что это памятник и он неприкосновенен», — уверен Юрий Малютин.

Градозащитник Илья Кушелев также напомнил, что здание кинотеатра — объект культурного наследия. Его снос запрещён законом. Однако Кушелев утверждает, что Георгиевская церковь не стояла точно на месте кинотеатра, она была ближе к берегу и стояла по косой линии к ул. Болховской.

«От неё ничего не осталось, она не подходила по конфигурации для приспособления её конструкций под кинотеатр. Ничто не мешает воссоздать её в подлинных формах пер.четв. XVIII в., поскольку найдено её фото 1863 г, до перестройки (то, что мы видим на известных,опубликованных фото — совсем не похоже на старый первоначальный храм). При этом нет необходимости рушить памятник архитектуры. Церковь вполне впишется в пространство между кинотеатром и жилым элитным домом, кстати, стоящем как раз на церковной земле и погосте. Возможно, потребуется подсыпка грунта, но это ведь решаемая проблема», — говорит Илья Кушелев.

Насколько идея с восстановлением храма актуальна сегодня, действительно вопрос сложный. Улица Ленина в ее сегодняшнем обличии едва ли подходит под размещение культового сооружения. На протяжении всей улицы множество кафе, баров и ресторанов. Прямо напротив здания кинотеатра расположен пивной паб. Приятно ли будет церковнослужителям и прихожанам «соседство» с отдыхающими в развлекательных местах через 50 метров горожанами? И не станет ли это почвой для каких-либо конфликтных ситуаций – тоже вопрос. Да и храмов и часовен в центре города, кажется, не так мало. Буквально через 300 метров, например, расположен Богоявленский собор. Зато ближайший кинотеатр – в километре от центра.

Словом, вопрос необходимости восстановления храма на улице Ленина в Орле может стать довольно болезненным для горожан. И если у инвестора действительно есть такие планы, важно не ставить жителей перед фактом, а для начала – поинтересоваться их мнением. Мало ли, может, все окажутся «за». А если нет?.

Содержание

Традиционно храмы возводятся только в столице. Остальным городам остаётся лишь завидовать её золотому блеску и компенсировать отсутствие храмов обилием иных достопримечательностей.

Герои дни и ночи проводят в заботах о строительстве. Проходя мимо, они мечтательно смотрят на груду кирпичей, примериваются, на всякий случай ставят сигнализацию. В свободное время герои рисуют эскизы будущего храма, изучают планы, обсуждают с юристами все тонкости строительства, периодически тренируются в скоростном подъёме на строительный кран. Когда доходят руки, эти трудяги лепят куличи из песка, пилят брусья, забивают гвозди, таскают вёдра, месят раствор ногами. Иногда, забывшись, задумываются, что и без храма жилось бы тоже неплохо… А потом кричат на бетономешальщика, гоняют шуриков, объясняют детворе, что на стройку без шлемофона входа нет, или просто мечтают о стройбригаде. Бывает, воровато оглядываясь, отколупывают кусочек золотого кирпича себе на ужин, после чего не работают и едят. И под конец рабочих будней устают и заканчивают строительство…

Но не только о презренном металле думают герои, создавая храм для Великого. Они с присущим энтузиазмом стараются украсить его лучшими произведениями искусства, найденными на просторах Годвилля, вроде отбитых где-нибудь барельефов. В процессе пользования чужими храмами герои выясняют их недостатки и стараются не допустить их у себя — все новострои непременно застланы мягкими и тёплыми коврами. А на привалах герои живопишут будущие колоннады, горгулий и всякие розы.

Кирпичедобыча

Добывают драгоценные кирпичи герои самыми разными способами, к примеру посредством бродячего алхимика — чаще по недоразумению, несмотря на долгие уговоры.

  • За некоторые выполненные с отличием задания также вручают кирпич, хотя бывает, герои сами экономят на обедах и покупают кирпичи за свои кровные.
  • При достаточном количестве золота в кошельке герой может приобрести кирпич у торговца самостоятельно по официальному курсу.
  • Иногда бог тоже решает ускорить ход дела и спешит помочь своему подопечному или подтолкнуть его к большей активности. Если при этом у тупае достаточно средств на балансе, то есть шанс создания кирпича из наличных. Также боги время от времени метают кирпичи в монстров, принося герою двойную выгоду.
  • Логично, что самым экономически оправданным способом добычи кирпичей является поиск кирпичных месторождений. Глас божественный, повелевающий герою искать клады, иногда приводит к желанной находке, но чаще — к пополнению финансов, что также благотворно сказывается на счётчике стройматериалов. Отдельные особо везучие боги отправляют свой глас в виде записки, в которую завёрнут золотой кирпич. Случаи такие достаточно редки, но не уникальны.
  • Несколько жирных и активируемых трофеев, в частности Алхимический превращатель и Философский камень, являются особо желанными находками для строителей-энтузиастов. При использовании трофей превращает жирные вещи из инвентаря приключенца в золотые кирпичи [1] .
  • Каждая победа на арене, а иногда и проигрыш, также вознаграждаeтся золотым кирпичом.
  • Частенько золотой кирпич можно выудить на рыбалке.
Читайте так же:
Сколько кирпича по теплоемкости

Храмы и церкви

В южной стороне с. Новый Некоуз находится храм Богоявления Господня (1806 г.). Этот храм один из немногих на территории Некоузского района, который никогда не закрывался. Раньше храм относился к селу Николо–Замошье, которое ныне вошло в состав районного центра. Раньше здесь были два храма: летний – построен в 1807 году и зимний – построен в 1873 году. Оба храма имели колокольни. В храме Богоявления Господня три престола: 1) во имя Успения Пресвятой Богородицы; 2) во имя Святителя и Чудотворца Николая; 3) во имя Светителя Алексия, Митрополита Московского, Чудотворца. Своеобразен облик постройки: небольшой одноглавый зимний храм примыкает к стройной высокой трехъярусной колокольне. Дело в том, что до 1932 года в нескольких десятках метров располагался летний храм, который разобрали по распоряжению властей на кирпич для нужд строящегося районного центра Новый Некоуз. Колокольня Церкви Богоявления. 1806 г.

Мологский Покровский женский монастырь

Покровская обитель открылась в 1885 году в местечке Быково Мологского уезда, в имении помещицы Е.Ф. Ермолинской, которая передала в распоряжение настоятельнице Сергии 111 десятин пахотной земли и 55 под лесом, да небольшие деревянные постройки с ветхой церковью. За время управления обителью матушка Сергия показала столько усердия, изобретательности, что невольно проникаешься почтением перед такой инокиней. При новой настоятельнице вместо деревянных были возведены каменные: трёхэтажный корпус с домашней (теплой) церковью Сергия Радонежского, ризница, богадельня, комнаты для занятий иконописью, чеканными работами и рукоделием, больница, храм Покрова Пресвятой Богородицы на три престола, а также хозяйственные постройки и собственная мельница. Трехэтажный каменный корпус и сегодня привлекает внимание монументальностью и удачно сочетается с окружающим, слегка холмистым ландшафтом с небольшими перелесками. Перекрытия 3-этажного здания балочные. Третий этаж значительно ниже по высоте первых двух. В декоре здания одна особенность – на восточной части второго этажа, где размещается домовая церковь, окна имеют интересные детали обналички. В монастыре проживало до 200 насельниц, для них было построено восемь деревянных жилых домов. Позднее была построена новая каменная колокольня. Территория монастыря включает в себя ядро-сквер с прудом и окружение из корпуса основного здания, церкви Покрова, остатков колокольни. Территория монастыря окружала высокая каменная ограда. Она не сохранилась. Колокольня разрушена в 1930-е годы. В 20-е годы ХХ века обитель была закрыта, часть сестер доживали свой век в соседних деревнях. В 1937 году в монастырских зданиях открыли училище механизации сельского хозяйства (потом СПТУ № 43), которое существовало до начала 1990-х гг. В 1994 году Покровский монастырь вновь был открыт. Восстановлена домовая церковь Сергия Радонежского. От храма Покрова Богородицы осталась лишь трапезная. Сохранилось здание начала ХХ века (низ каменный, верх деревянный), где в прежней обители были жилые помещения. В настоящее время монастырь вновь действует, здесь ведутся праздничные богослужения. В 2003 году с севера от храма возведена небольшая деревянная часовня. За последние несколько лет обитель существенно преобразилась, были отремонтированы внутренние помещения, ведется ремонт внутренних помещений.

Более подробную информацию об обители можно получить по адресу: http://www.pokrovmonastir.ru/.

Часовня в д. Юрьевское

История часовни напрямую связана с историей сражения 1238 года на реке Сить войска князя Юрия Всеволодовича с татаро-монголами. По одной из версий, построена она была в XVIII веке на месте алтаря бывшей деревянной церкви. Краевед П.В. Кудрявцев неоднократно (в последний раз в 1957 году) бывал в часовне и так писал о ней: «Предание производит название деревни Юрьевской от того, что будто бы здесь в битве с татарами был убит князь Юрий Всеволодович. Место, где был похоронен на поле боя князь Юрий, отмечено маленькой часовней. Конечно, эта часовня сохранилась не от тех времен… В часовне находятся остатки намогильной плиты из известняка с какой-то надписью славянской вязью. К сожалению, плита разбита на несколько кусков, и некоторые из них утрачены. Из-за этого трудно прочесть надпись. Никто из специалистов, видимо, Юрьевскую часовню не обследовал и не описал. Состояние часовни заставляет предвидеть очень скорое ее разрушение». В часовне находился еще образ (икона) князя Юрия. Под изображением святого, якобы, была надпись, говорящая о том, что князь Юрий Всеволодович убит Батыем на Сити, а тело его погребено во Владимирском соборе. Образ был не древний, выполнен не ранее XIX века. В июле 1977 года часовня была перевезена в музей под открытым небом г. Мышкина. Под плитой, по преданию, временно покоилось тело князя Юрия до тех пор, пока Ростовский епископ Кирилл не свез его в Ростов и не положил в соборном храме Богородицы (через два года князя похоронили во Владимире). Однако, по мнению специалистов, происхождение плиты относится к XVIII веку, и сама она, и надпись на ней, естественно, никакого отношения к погребению Юрия не имеют. Остатки намогильной плиты и икона исчезли из часовни раньше ее перевозки.

23 июля 2005 года в деревне Юрьевское на месте некогда стоявшей шатровой часовни была установлена новая, изготовленная руками местных умельцев-плотников, в честь благоверного князя Георгия Владимирского и в память битвы на реке Сить. С тех пор каждое лето в дни памяти героев Ситской битвы у часовни проходит торжественное богослужение, после которого отсюда отправляется крестный ход к белокаменной стеле у д. Лопатино.

Храм Святой Живоначальной Троицы в с. Верхнее-Никульском

Красив храмовый комплекс села Верхне–Никульское. В него входит Троицкий храм, церковная ограда с воротами и две кирпичные сторожки, расположенные по углам ограды. Церковь сооружена в 1806 году с тремя престолами: 1) во имя Св. Живоначальной Троицы; 2) во имя Казанской иконы Божией Матери; 3) во имя Святителя и Чудотворца Николая. Земли церковной 37 десятин, в приходе 38 поселений. В ныне действующей церкви Святой Живоначальной Троицы села Верхне-Никульское служил снискавший огромное уважение и любовь прихожан, уже ставший легендой, священник Павел Александрович Груздев. Биография его хорошо известна в наши дни благодаря вышедшей в 2004 году книге Н.А. Смирновой (Черных) «Последний старец». Родился отец Павел в Мологском уезде в бедной крестьянской семье, воспитывался в Афанасьевском женском монастыре. Был репрессирован, прошел лагеря, но не утратил великой любви к людям. К отцу Павлу Груздеву приезжали за советами, моральной поддержкой из самых дальних уголков России. А новорожденных некоузцев даже в годы советской власти считали необходимым окрестить именно в храме Святой Троицы у этого священника, удивительно мудрого и простого в общении. Скончался П.А. Груздев в Тутаеве в 1996 году. В храме Святой Троицы была чудотворная икона Божией Матери «Достойно Есть», привезенная в начале 20 века с Афона монахом Иосифом Мраморным. Ныне этот образ находится в одной из церквей Рыбинска. На кладбище при церкви села Верхнее-Никульское, с южной стороны храма, находится склеп, где похоронены Николай Николаевич и Андрей Николаевич Глебовы (Н.Н. Глебов городничий в г. Молога). Кажется, сама земля Верхне-Никульского священна, хранит память о людях, связавших свою жизнь с этими красивейшими местами, где так привольно разлилась река Ильдь. Село Верхне-Никульское имеет многовековую историю. Существует предание, что село принадлежало неким князьям Солнцевым, ведущим свой род от Рюрика. Якобы в селе на левом берегу Ильди у этих князей был большой дом с колоннами.

Читайте так же:
Полусухое пресование керамического кирпича

Храм Воскресения Христова в с. Шестихино

Храм Воскресения Христова находится на живописном берегу реки Сутки в Шестихинской Поповке. Церковь в Поповке строилась с 1796 по1804 гг. на средства прихожан и местного купца Н.А. Сумарокова. Строительство велось под руководством иеромонаха Югского монастыря Арсения. Церковь строилась с тремя престолами: 1) во имя Воскресения Христова; 2) во имя Смоленской иконы Божией Матери; 3) во имя Великомученицы Параскевы. Стенная живопись на евангельский сюжет была выполнена художником того же монастыря Логином Ивановичем Шустовым. В начале ХХ века у храма насчитывалось 2349 прихожан. Земли при церкви 56 десятин, в приходе 43 селения. Сегодня здесь ведутся богослужения. Церковь окружает большое кладбище. Пятиглавый храм за всю историю своего существования не закрывался.

Храм Воскресения Христова с. Воскресенское (на Корбухе)

На живописных берегах речки Корбухи расположено село Воскресенское (бывший Мологский уезд). В XVIII в. село принадлежало старинному дворянскому роду Коновнициных. Один из них П.П. Коновницин – генерал, герой Бородинского сражения, его дивизия находилась на знаменитых Багратионовых флешах. Подъезжая к селу, сразу привлекает внимание храм Воскресения Христова, построенный в 1796 году. Когда-то храму принадлежало земли церковной 36 десятин, в приходе было 29 селений. Церковь Воскресения Христова интересна тем, что она двухэтажная – на первом этаже теплый зимний храм, на втором – летний. В церкви четыре престола: 1) во имя Воскресения Христова; 2) во имя Знамения Пресвятой Богородицы; 3) во имя Святителя и Чудотворца Николая; 4) во имя Девяти Мучеников, иже в Кизице. У алтаря Воскресенского храма, с южной стороны, стоит памятник из чёрного мрамора. Под ним покоится прах священника А. Орлова, который прослужил в местной церкви 50 лет и пользовался любовью и уважением у прихожан. По его инициативе была открыта церковно-приходская школа в 1877 году. Церковь ныне действующая. Здесь по воскресным и праздничным дням проводятся службы.

Храм Вознесения Господня в с. Лацкое
Храм Воскресения Христова с. Воскресенское (на Сити)
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Правдино
Храм Святой Живоначальной Троицы в с. Красное

Часовня в с. Сменцево

Когда-то современное село Сменцево Некоузского района являлось центром большой Сменцевской волости в составе Мышкинского уезда Ярославской губернии. В приход входило около 60 деревень, включая территорию нынешнего посёлка Волга. Здесь, на высоком волжском берегу стояли три церкви, но в 1930-е годы прошлого века все культовые сооружения были полностью утрачены. Часовня-усыпальница И.А. Покровского, последнего владельца усадьбы, была построена в год его смерти в 1907 году, на сегодняшний день она осталась единственным строением храмового типа в округе, однако ни время, ни люди не пощадили святыню. Желая спасти крупицы своего прошлого, местные жители с благословения епископа Рыбинского Вениамина начали восстановление часовни. 12 октября 2013 года на куполе установили кованый крест, за два последующих года были отреставрированы фасады и внутреннее убранство храма. Посильную помощь оказывали волжане, потомки местных дворянских родов и просто неравнодушные люди. Сегодня Сменцевская часовня по праву является одной из красивейших в округе. В 2018 году часовня была освящена, здесь проводятся регулярные богослужения.

Не действующие храмы

Храмовый комплекс с. Веретея

Храмы Ильи Пророка и Покрова Пресвятой Богородицы. При въезде в село Веретея стоят храмы Ильи Пророка и Покрова Пресвятой Богородицы. Ансамбль храмов – летняя и зимняя церкви – построены на средства прихожан. Летняя церковь Покрова Пресвятой Богородицы действовала с 1792 года (габариты 46х18х12). Огромный двусветный четверик несет пятиглавие скорее «тоновских» очертаний, нежели первоначальных, но сам масштаб глав, их компоновка живо напоминают о более давнем, о монументальных группах «пучинистых» и близких им по очертаниям, так любимых еще в 17 веке. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы имеет три придела: средний – во имя Покрова Пресвятой Богородицы; правый – во имя Святого Иоанна Предтечи; левый – во имя Светителя и Чудотворца Николая. Трапезная и колокольня пристроены в 1792-1793 годах. Завершили облик храма Святые ворота, башенки, ограды, кирпичные магазинчики. Зимняя церковь построена в 1809 году во имя Ильи Пророка (габариты 6х37х22,5). Перестроена 1 октября, 1873 года освящена. Церковь имеет четыре придела: средний – во имя Ильи Пророка; правый – во имя Богоявления Господня; левый – во имя Царьградской Божией Матери (икона); в трапезе – во имя Святых Бессребников Козьмы и Домиана. Главный колокол весил 350 пудов. Существовал в прошлом позолоченный, редкостный семиярусный иконостас, украшающий большой храм. Особо чтимая икона в с. Веретея – икона Царьградской Божией Матери. В селе Веретея службы проходят в частично отреставрированном храме Ильи Пророка (1809). Пятикупольный двухстолпный храм Покрова Пресвятой Богородицы (1792 год) – утратил все внутреннее убранство, сохранились лишь фрагменты росписей. От бывших кирпичных церковных лавок остались руины. Но комплекс из двух церквей, стоящих рядом, выглядит внушительно и гармонично. Храмы стоят на левом берегу речки Северки, которая придает селу особый колорит. На правом берегу сохранился деревянный двухэтажный дом священника.

Читайте так же:
Цветовая гамма желтого кирпича

Как смогли так быстро?

Храм построили всего за 19 месяцев — срок по всем меркам немыслимый. «Но дело не в рекордах, — убеждён замминистра обороны, глава Военно-строительного комплекса Тимур Иванов. — Военные строители вместе с мастерами, зодчими, художниками сразу решили для себя: это не просто очередной крупный объект, мы строим не Шартрский собор — храм Победы».

На строительстве работали 4 тыс. человек, иногда единовременно — свыше 1 тыс. Собрали лучших военных строителей со всей страны. Пригодились уникальный опыт возведения военных сооружений, нестандартные подходы, новые технологии. И, конечно, огромная, часто безвозмездная помощь в обеспечении материалами и техникой.

Автором последнего прижизненного портрета Александра Сергеевича Пушкина считается устюженский живописец-любитель, ни одной другой работы которого не удалось найти до сих пор.

Однако достоверно известно, что именно в дом к этому таинственному художнику писатель Иван Тургенев принёс локон, срезанный у мёртвого поэта.

Главным аргументом в пользу авторства портрета, изображающего Пушкина без характерного романтического ореола в последний год жизни, остаются инициалы И.Л. на изувеченном неумелой реставрацией полотне. Эти буквы, решили исследователи, указывают на устюженского дворянина Ивана Линёва — бывшего кавалергарда, который оказался замешан в скандале, рассорившим царскую семью.

Любовник великой княгини

Сын помещика Устюженского уезда бригадира Линёва Иван Логинович в десятилетнем возрасте был записан на службу в Измайловский полк, в 1800 году зачислен в Кавалергардский эскадрон — личную гвардию Павла I. «Сборник биографий кавалергардов (1762-1801 гг.)» так характеризовал Линёва: «22-летний Геркулес, чрезвычайно красивый, но столь же глупый и необразованный, на хорошем по службе счету у начальства».

Позднее, находясь уже в рядах Сумского полка, Иван Логинович Линёв отличился в военной кампании 1807 года, пишет исследовательница Елена Воротынцева в очерке о дворянах Линёвых, опубликованном в краеведческом альманахе «Устюжна». Однако в русской истории Иван Линёв остался известен не как храбрый воин, а как участник одного из самых крупных скандалов в высшем свете Петербурга начала XIX века.

В 1801 году супруга великого князя Константина Павловича Анна Фёдоровна (брак был скорее политическим) неожиданно покинула Россию, не общаясь с мужем. Официальные источники объясняли, что это произошло из-за «несходства характеров» супругов. На самом деле великий князь просто избавился от надоевшей жены. А помог ему в этом не кто иной, как Иван Логинович Линёв, который «за деньги и с уверением в безнаказанности принял на себя звание любовника великой княгини», хотя на деле и не являлся таковым. Не выдержав грязных сплетен, Анна Фёдоровна была вынуждена уехать, а потом и развестись с великим князем.

Иван Линёв в 1811 году вышел в отставку в чине полковника и вступил во владение доставшимся ему по наследству родовым поместьем Дуброво-Линёво, что близ села Растропово в Устюженском уезде (тогда это была Новгородская губерния). Но за Линёвым остался и большой дом в Петербурге на 2-й Итальянской улице. Там бывал учитель Пушкина поэт Василий Жуковский, в этом доме в 1836-1837 годах жило семейство Тургеневых. Писатель Иван Сергеевич Тургенев в ночь на 31 января 1837 года именно сюда принес прядь волос умершего Пушкина.

В настоящее время портрет поэта кисти, как полагали, Линёва находится в Музее-квартире Пушкина на Мойке, 12 в Петербурге. | Репродукция с сайта izbrannoe.com

Портрет из ниоткуда

В 1887 году библиотекарь Императорского Александровского лицея Петербурга в случайном разговоре с балетным артистом Стуколкиным услышал о том, что у свояченицы последнего хранится неизвестный портрет Пушкина. Муж свояченицы, артист Малого и Александрийского театров Леонидов, узнав об интересе к картине, подарил её Александровскому лицею.

Журналист и писатель-пушкинист Сигизмунд Либрович, впервые сообщивший в прессе о существовании портрета, описывал его так: «На загрязненном, запыленном и поблёкшем от времени полотне едва можно было различить черты лица, и на первый взгляд можно было подумать, что это какая-нибудь плохая копия с Кипренского».

По поручению директора лицея картину отреставрировали, проконсультировались в Эрмитаже, где, по словам Либровича, кто-то из сотрудников и определил, что работа принадлежит кисти Ивана Линёва, хотя до этого момента нигде не упоминается о художественном даровании бывшего кавалергарда. Надпись в правом нижнем углу портрета «рис. съ натуры И. Линевъ» позволила отнести его к числу произведений, созданных при жизни великого поэта. Отреставрированный портрет занял почётное место в Пушкинском зале Александровского лицея.

Чужая подпись?

В 1986 году в Русском музее было проведено технико-технологическое исследование картины, в результате которого специалисты пришли к заключению, что полотно, написанное на «ранее использованном под другую живопись холсте», создано в конце 1830-х — начале 1840-х годов, но, вероятнее всего, после смерти поэта.

Эксперты также выяснили, что первоначально портрет был подписан «рис. съ натуры И. Л. » красной минеральной киноварью, причём подпись одновременна живописи. Однако при реставрации портрета подпись была поновлена краской органического происхождения, а вместо точек в фамилии кем-то проставлены буквы. Так таинственный И.Л. превратился в И.Линёва.

Ещё в начале 1970-х годов разыскать сведения об авторе этого пушкинского портрета взялись московский профессор Сергей Михайлович Куликов (1885-1973) и его дочь. В Устюжне выяснилось, что в бывшем имении Линёвых до конца 1940-х годов существовала церковь, построенная одним из владельцев усадьбы. Здание храма разобрали, когда колхозу понадобился кирпич для строительства свинарника. По воспоминаниям старожилов, «Линёв и его жена-художница» сами писали иконы для церкви — некоторые из них сохранились в местном музее. Потом, правда, выяснилось, что писал их не Линёв, а приглашённый художник.

В 1989 году в сборнике «Временник пушкинской комиссии» появилась статья главного хранителя Всероссийского музея Пушкина в Петербурге Татьяны Александровой «Загадочный портрет». «Те факты, которыми мы располагаем сегодня, — писала Александрова, — дают все основания для того, чтобы исключить этот портрет из числа прижизненных и отказаться от авторства Линёва».

Читайте так же:
Политрук рожа просит кирпича

Один из рисунков, изображающих Пушкина на смертном одре. Возможно, такой же набросок сделал таинственный И.Л., после чего рисунок превратили в полноценный живописный портрет, «оживив» покойника. | Репродукция с сайта regnum.ru

Оживление покойника

С другой стороны, вполне возможно, что надпись скопирована с рисунка-наброска, который сделал случайно оказавшийся у смертного одра Пушкина некий И. Л. (кстати, им мог быть и сам Иван Линёв — тогда считалось в порядке вещей, что дворяне умели рисовать).

Чьей же кисти этот портрет? По свидетельству специалистов, он написан художником со слабой, но все-таки профессиональной подготовкой. Такой художник, а точнее художница, в окружении Ивана Линёва существовал, полагает упомянутая исследовательница Елена Воротынцева. Это родная сестра его невестки, полная её тезка — Мария Александровна Кисловская-старшая, родившаяся в 1812 году в Вологде. Её мать происходила из рода вологодских дворян Одинцовых. В 1830-1840-х годах Кисловские жили в Петербурге, причём про незамужнюю Марию Александровну, которая посещала Рисовальную школу для вольноприходящих, современники говорили, что она очень способная художница.

Уж не она ли автор портрета с посмертного рисунка? Увы, этого мы, вероятно, никогда не узнаем. Мария Александровна Кисловская трагически погибла 30 октября 1847 года, утонув в каком-то водоёме села Афонино Ярославской губернии. Кавалергард и ловелас Иван Линёв скончался ещё раньше — то ли в 1839-м, то ли в самом начале 1840 года.

Мост через Учу

-VfyeBDS3fQ.jpg

Это самая готическая часть комплекса, которая должна была производить впечатление на гостей. При его создании Быковский использовал тонкую каменную резьбу, украсил центральную часть сдвоенными арками, а пешеходную — галереей; несколько невысоких башен (многие из которых полуразрушены) создают стилевое единство с другими постройками — такие же башни (не в лучшем состоянии) использованы в художественном решении дворца и конного двора. Если верить сборнику научных работ о Быковском, выпущенным департаментом культуры Москвы, зимой, ранней весной и поздней осенью через галерею моста просматривается панорама храмов. В настоящее время увидеть ее невозможно, потому что мост закрыт.

Елена Озолина: Это первый и единственный мостовой проект Михаила Быковского. Точно сказать, когда он был построен, пока трудно. Но возможно, мост появился в начале 1830-х годов, потому что в 1834 году Софья Панина уже въехала во вновь отстроенный господский дом. Хотя в литературе встречаются даты 1836-й и 1837-й год.

UsV04kZ0TBc.jpg

Последствия предыдущего разрушения моста

Архитектор спроектировал в нем прогулочную галерею, что является большой редкостью — во всем мире насчитывается всего около десятка исторических мостов с галереями. И все известные мосты такого типа в декоративном убранстве уступают марфинскому.

Сочетание красного кирпича и белого камня — классическое. Строгие прямоугольные формы кирпича и каменных блоков удачно разбавлены фигурным объемным растительным орнаментом золотистого оттенка. А двадцать прямоугольных белых колонн галереи зрительно «облегчают» расположенный между колоннами и водной гладью большой массив красной кирпичной стены. Большая и малая арки моста, отделанные крупным белым камнем, придают ему дополнительную легкость. Мост словно парит над водой. Небольшие башеньки-бойницы (сегодня практически уничтоженные) и зубчатое обрамление моста являлись дополнительными акцентами и создавали впечатление давних рыцарских времен.

nQwAVDWPhKg.jpg

Последствия последнего разрушения моста

Псевдоготика [Михаила] Быковского отвечала географическим реалиям — так как большую часть года в окрестностях Москвы лежит снег, под крышей моста были спроектированы водоотливы, которые в то же время являются архитектурным украшением.

В башенках галереи сохранился орнамент, выполненный из шамотной глины, причем глиняные полуколонны пустотелые, что тоже очень большая редкость для того времени, однако почему они полые внутри — не до конца ясно: возможно, это делалось просто для того, чтобы облегчить конструкцию.

Впервые Каменный мост обвалился в конце 1990-х, и почти каждый год на объекте появляются свежие трещины, от него отваливаются новые куски. Это происходит не только из-за отсутствия ремонта, но и по вине туристов: многие из них почему-то считают, что нужно обязательно отодрать кирпич и скинуть его в воду.

Мы пишем обращения в Минобороны и в Главное управление культурного наследия [Московской области] с просьбами провести, если не восстановительные, то хотя бы противоаварийные работы, почти каждый год. И почти каждый год нам отвечают по-разному: то говорят, что реставрационные работы запланированы на будущие года, потом пишут, что перенесли их на пару лет, и так далее. Весной 2019 года мы также приглашали реставраторов, представителей ВООПИиКа. По их мнению, галерея моста наклонена, то есть даже реставрационные работы на объекте невозможны — мост находится в таком состоянии, что его надо просто восстанавливать.

c9tbcnVlgb4.jpg

К сожалению, губернатор [Подмосковья] сюда никогда не приезжал, глава городского округа Мытищи тоже нам пока не помогает. Поэтому в последнее время мы стали действовать через общественные организации. И обратились в Генеральную прокуратуру. Сейчас ждем ответа из всех этих организаций. Потому что то, что сейчас происходит с усадьбой, тянет на преступление. У нас в стране действует закон: если восстановительные работы после обрушения памятника архитектуры стоят большее 500 тысяч рублей, то возбуждается уголовное дело. И по одному только мосту видно, что восстановление уже стоит дороже. Ведь за законные 500 тысяч можно сделать ремонт в квартире, а здесь мы имеем дело с уникальным старинным объектом, для которого надо изготовлять кирпичи по старинной технологии, да и сам мост теперь уже надо строить заново, то есть сумма во много раз превышает установленный законом порог.

Уже много лет некогда проезжий и пешеходный мост, соединявший две части села, закрыт. Вместо него сделан понтонный. После майского обвала угроза обрушения моста возросла во много раз, а это означает угрозу и для людей.

Редакция просит считать публикацию запросом о состоянии усадьбы в Министерство обороны РФ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector